Внимание: консультант по грудному вскармливанию!

В последнее время женщины, сталкивающиеся с проблемами в кормлении грудью, всё чаще слышат совет - «обратись к консультанту по грудному вскармливанию!». Кто-то сразу отыскивает телефон горячей линии, по которой можно получить советы консультантов, кто-то вызывает на дом консультанта по рекомендации знакомых, а кто-то недоумевает и не решается обратиться за помощью, так как совершенно не понимает, что это за диковинные специалисты и чем они могут помочь. И правда, кто же такие эти консультанты и с какими проблемами можно к ним обращаться?

Как всё начиналось. Несколько десятилетий назад, а именно в 1956 г, в Америке появилась первая организация, Ла Лече Лиг (Молочная Лига), целью которой была поддержка кормящих женщин, оказание помощи молодым мамам в решении трудностей грудного вскармливания. Основательницами этой организации были матери, которые на себе испытали необходимость такого рода помощи; женщины, желавшие помогать другим в таком непростом искусстве материнства. Ведь с тех пор, как мы в нашем цивилизованном обществе перестали жить большими семьями, вместе со старшими поколениями, передача знаний, традиций, навыков материнства практически сошла на нет. Поэтому такая помощь оказалось весьма востребованной, Ла Лече Лиг (ЛЛЛ) разрасталась, стала международной - на сегодняшний день более, чем в шестидесяти странах, есть консультанты этой организации (в том числе, в России). В рамках ЛЛЛ проводится много научных исследований в области грудного вскармливания, семинаров и конференций, в которых, помимо консультантов, принимают участие врачи -педиатры, неонатологи, врачи -специалисты по грудному вскармливанию ( каковых в России, к сожалению, единицы), психологи - перинатологи, акушеры-гинекологи. На данный момент, кроме ЛЛЛ, существуют ещё несколько международных ассоциаций по поддержке естественного вскармливания.

В России подобные организации по поддержке грудного вскармливания появились позже, но благодаря успешной работе, всё большее количество молодых мам (семей) обращается за помощью к консультантам по грудному вскармливанию. Давайте разбираться, кто же ответит Вам на горячей линии или приедет на вызов?

Во-первых, консультантом по грудному вскармливанию может стать только женщина, имеющая детей - так как совершенно необходимо иметь личный опыт материнства, чтобы полнее понимать состояние новоиспечённой мамы, нуждающейся в помощи (что называется, «влезть в её шкуру»). Во-вторых, это должна быть женщина, обязательно кормившая грудью ребёнка до года или более - ведь консультанты помогают не только наладить грудное вскармливание новорождённых, но и решают возникающие вопросы на протяжении всего периода грудного вскармливания - проблемы с грудью, введение естественного прикорма, отлучение от груди и др. В-третьих, чтобы стать консультантом, нужно пройти специальное обучение и практику. Обучение состоит из курса лекций, в основе которых лежат рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), самые современные исследования в области грудного вскармливания, изучение работ крупных психологов и психиатров в области перинатологии, а также накопленный практический опыт консультантов. Но и после обучения консультанты не останавливаются в развитии - эта работа требует постоянного накопления опыта, изучения новых материалов, совершенствования во взаимодействии с мамами, обратившимися за помощью. Для этого регулярно проводятся встречи, на которых обсуждаются различные ситуации и трудности, с которыми сталкиваются консультанты, выявляются наиболее успешные пути решения тех или иных проблем; проводятся тренинги, семинары с участием врачей, приглашаются коллеги из-за рубежа для обмена опытом. Большинство российских консультантов являются членами межрегиональной общественной организации АКЕВ - «Ассоциации консультантов по естественному вскармливанию». Эта организация, как и ЛЛЛ, создана для того, чтобы помогать кормящим женщинам. В ассоциации состоят также те врачи, которые активно поддерживают грудное вскармливание. В рамках АКЕВ консультанты имеют возможность постоянно поддерживать связь с коллегами из ближнего зарубежья, получать информацию о происходящих в этой области событиях.

Консультанты не держат свои умения и знания в секрете - многие консультанты пишут подробные статьи на актуальные для мам темы, помогают на форумах, выступают в средствах массовой информации, проводят встречи и лекции для беременных и кормящих мам.

Бывает, что мамочки волнуются - не приедет ли на вызов неопытный консультант? Не стоит беспокоиться по этому поводу. Во-первых, начинающие консультанты очень ответственны, работают с максимальной отдачей. Во-вторых, за каждым консультантом стоят опытные коллеги, готовые оказать поддержку.

Часто на горячей линии спрашивают, являются ли консультанты врачами. Медицинское образование не является обязательным условием для консультанта по грудному вскармливанию, хотя некоторые консультанты имеют изначально медицинское образование. Консультанты не назначают медикаментов и лечения - ведь грудное вскармливание - процесс естественный, и в подавляющем большинстве случаев благополучно налаживается при грамотной организации грудного вскармливания. А грамотная организация вытекает из знания законов физиологии лактации и психологии младенца и его матери. И даже такое неприятное состояние, как лактостаз, тоже вполне решаемо, если действовать в соответствии с этими законами. Бывают ситуации, которые выходят за рамки компетенции консультанта - в таких случаях консультант подскажет, к какому врачу нужно обратиться. В нашей практике нередки случаи, когда, благодаря своевременному совету консультанта, мама или малыш получили вовремя помощь врачей и избежали неприятных последствий для здоровья. Также, при назначении медикаментов, консультанты помогут разобраться, совместимы ли те или иные лекарства с грудным вскармливанием, проверив их по специальным справочникам (стоит подчеркнуть, что не всегда информация в аннотации к медикаментам о совместимости с грудным вскармливанием достоверна). Бывают ситуации, в которых консультант помогает маме решать проблемы параллельно с врачами, в соответствии с их рекомендациями, учитывая состояние матери или ребёнка, подбирая для них оптимальное решение в каждой конкретной ситуации.

Вообще, очень важно отметить индивидуальный подход к каждой паре «мама+малыш». Несмотря на то, что физиология лактации практически у всех одинакова, существует множество тонкостей, нюансов, как физиологических, так и психологических, и рекомендации консультантов могут значительно разниться в зависимости от ситуации. Ведь не может быть одинакового подхода к молодой мамочке, естественно и благополучно родившей доношенного крепкого малыша и, например, к женщине, родившей после 35 лет при помощи искусственного оплодотворения и не с первой попытки. Консультант должен учитывать и ситуацию вокруг кормящей мамы и малыша, подсказать, как свести к минимуму возможные стрессы. Часто случается, что к беседе консультанта с кормящей мамой подключаются её муж, мама или свекровь, и оказывается, что у каждого из них своё представление о том, «как это должно быть». К сожалению, далеко не всегда эти представления близки к истине, и очевидно, что такие «лебедь», «рак» и «щука» растащат цельный процесс кормления и ухода за малышом на мелкие кусочки. И задача консультанта помочь соединить эту мозаику, направить усилия семьи в едином направлении, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

Очень важно поговорить о том, что успешное решение проблем зависит не только от профессионализма консультанта. Иногда складывается впечатление, что молодая мама ожидает от консультации чуда: вот, консультант-волшебник взмахнёт палочкой, дотронется до груди - и польётся рекой молоко, заживут трещинки, ребёнок будет сосать грудь по режиму, выдерживать большой ночной перерыв и будет всем счастье... Нет, дорогие мамочки! На самом деле, довольно часто результат оказывается быстрым, даже в казалось бы трудных случаях. Несмотря на это, важно понимать, что работа с консультантом - это сотрудничество. Задача консультанта - разобраться в причинах возникающих трудностей, подобрать решение для каждой конкретной мамы, научить её правильно прикладывать малыша к груди, рассказать (и показать), как осуществить максимально благоприятный уход за младенцем. Таким образом, консультант, проведя с женщиной 2-3 часа, даёт ей большой объём информации, учит практическим навыкам, а дальше - женщина работает сама, регулярно созваниваясь со своим консультантом вплоть до разрешения проблемы. Это означает, что мама должна быть настроена порой на упорный труд, терпение, если для неё важно сохранить или восстановить грудное вскармливание. Случается, что проблема решается очень постепенно, более, чем за 2-3 недели. В таких случаях обратная связь от мамы к консультанту бывает совершенно необходима. В процессе работы женщине нужно перезванивать консультанту, сообщать о динамике ситуации, рассказывать о том, насколько ей удаётся (или не удаётся) выполнять рекомендации. Конечно, для комфортного общения должны сложиться доверительные и искренние отношения между консультантом и мамой (или семьёй). Не стесняйтесь задавать вопросы, если рекомендации вызывают сомнения. Вы имеете право знать, на чём они основаны, в чём видит их пользу Ваш консультант. Чаще всего, грудное вскармливание налаживается довольно быстро - стоит только маме сделать несколько первых шагов в соответствии с природными законами, как ребёнок становится спокойнее, мама начинает чувствовать себя уверенней, и процесс лактации стабилизируется.

Хочется ещё немного сказать про общение на родительских форумах. Конечно, в наше время многие мамы активно общаются в Интернете, получают поддержку и советы на различных форумах. В результате из интернет-источников на женщину часто обрушивается неудобоваримый коктейль из советов «советского периода грудного вскармливания» вперемешку с современными взглядами науки, а также откровенно вредными советами некоторых участников форумов или авторов статей. На самом деле, они искренне хотят помочь, но не имеют достаточных знаний, опираются на свой единичный опыт, не всегда удачный. И кормящей маме, у которой и так немало забот, непросто отсеивать непригодную информацию. Случается даже, что женщина мечется под давлением «добрых советчиков», теряя уверенность в своих действиях, В результате молодая мама может сменить свои чуткие интуитивные действия на то, «как это было» у других, и потом сталкивается с негативными последствиями. Помните - перед тем, как примерить на себя и своего ребёнка чьи бы то ни было советы, прислушайтесь к своему материнскому сердцу и малышу - они лучшие подсказчики для всех нас!

Далеко не всегда кормящая мама, столкнувшись с затруднениями, нуждается в очной консультации. Большое количество женщин получает грамотные советы специалистов, позвонив на горячие линии организаций, и благополучно налаживает грудное вскармливание. Однако не все вопросы можно разрешить по телефону. В более сложных случаях Вам могут предложить консультацию на дому - такие консультации, в отличие от горячей линии, платные, но самые эффективные. Если что-то в вашем грудном вскармливании Вас беспокоит, и Вам не удаётся наладить процесс, или ситуация ухудшается, лучше не тянуть с вызовом (если в вашем городе есть консультанты). К сожалению, иногда женщины так затягивают с обращением к специалисту, что потом очень трудно и долго приходится разматывать клубок из сделанных ошибок и выруливать на прямую дорогу. Если же, в силу различных причин, семья не готова вызывать консультанта на дом, но нуждается в помощи, тогда можно приехать на встречи для кормящих мам. На них всегда присутствуют консультанты и опытные мамы, которые дадут правильные рекомендации, проверят прикладывание к груди, поддержат и настроят на позитивный лад. Также можно получить бесплатную помощь на форумах различных сайтов, посвящённых родительству. Будьте внимательны: чтобы получить грамотные ответы, а не утонуть в море противоречивой информации, задавайте вопросы на тех форумах, где он-лайн работают именно консультанты по грудному вскармливанию.

Ну и в конце мы обозначим приблизительно круг проблем, с которыми можно и нужно обращаться к консультантам. Итак, консультанты по грудному вскармливанию помогают при:

  • недостатке молока (даже если малыш уже получает смесь, частично или полностью),
  • недостаточном наборе веса у малыша,
  • трещинах и других травмах сосков,
  • лактостазах, маститах (в сотрудничестве с врачом),
  • избытке молока,
  • беспокойном или отказном поведении малыша у груди;
также помогут организовать кормление детишек с особенными потребностями (недоношенных малышей, деток с желтушкой, некоторыми другими проблемами), научат кормить удобно и правильно (что особенно актуально для мам после кесарева сечения). Нередко в помощи нуждаются женщины, которым приходится временно отлучать ребёнка от груди - в таких случаях консультант поможет поддержать лактацию и впоследствии вернуть ребёнка на грудь. Большинство консультантов также являются специалистами по уходу за новорожденным, обеспечивающему максимально мягкую адаптацию ребёнка в новой среде обитания, проводят консультации по введению естественного прикорма, по завершению грудного вскармливания. Таким образом, обратившись к консультанту, кормящая мама обретает помощника на весь период кормления грудью, к которому, по желанию, она может обращаться за советами и поддержкой.

Статья опубликована в декабре 2010 г. в журнале «Лиза. Мой ребенок» под названием «Молочные феи»

Анна Осипян, консультант по грудному вскармливанию, член АКЕВ.

 
>

Бесплатная горячая линия по грудному вскармливанию 8(495)648-62-65 (Москва)